Перейти в главное меню N-Audio
Проблемы высококачественного воспроизведения
Акустика- Как улучшить звучание?
 

Как значительно улучшить звучание

 
 

В любой аудиосистеме, как бы тщательно она ни составлялась, один компонент непременно будет слабее всех остальных. Уж так устроен мир, и редкие исключения лишь подтверждают это правило. Даже в музыкальных центрах от одного производителя приятный во всех отношениях усилитель может сочетаться с неважным CD-плейером, или, что чаще бывает, с абсолютно «глухими» акустическими системами. Что уж говорить о комплексах, собранных по принципу «с миру по нитке»! А ведь выявив и заменив самое уязвимое звено тракта, т. е. сделав твикинг (tweaking), можно значительно улучшить звучание.

В поисках виноватого

Однако это зачастую бывает далеко не так просто как кажется на первый взгляд. Дело в том что каждая составляющая системы источник сигнала усилитель колонки и даже межблочные и акустические кабели - все они в той или иной степени влияют на общий характер звучания. Выделить же в этом хоре отдельно голос скажем усилителя или CD-проигрывателя и оценить именно его вклад в общий результат - задача весьма и весьма не тривиальная. Наиболее распространенный метод определения самого слабого с точки зрения качества звука элемента в аудиокомплексе заключается в последовательной замене всех компонентов на аналогичные но заведомо более высокого уровня. При этом предполагается что если после замены одного из них звучание заметно не улучшается значит виноват кто то другой.

Ну а если вдруг ваша система буквально «раскрывается» и у нее прорезается голос значит заменяемый аппарат и есть то самое искомое звено. Возникает вопрос а как подобрать наиболее «музыкальных» кандидатов примерно в той же ценовой категории, ведь просто поменять компоненты на более дорогие и глухой сможет? Большинство аудиофилов в данной ситуации ориентируется на победителей тестов, получивших рекомендации экспертов различных аудиожурналов.

Казалось бы, описанный метод весьма логичен, а методика эксперимента является единственно верной, так как оценка звучания составляющих тракта, как старых, так и вновь подключаемых проводится именно в вашей системе и в той самой комнате, где вы будете ее слушать. Однако, при всей внешней стройности и логичности, такой алгоритм поиска «узкого места», на наш взгляд, не идеален, так как имеет ряд недостатков.

Во-первых, даже Hi-Fi компоненты с высокими техническими характеристиками и отлично зарекомендовавшие себя в тестах аудиоизданий в различных комплексах звучат по-разному. Поэтому нет никакой уверенности, что в вашем тракте «орденоносцы» также проявят себя с наилучшей стороны. И наоборот - отвергнутый экспертами аппарат может приятно удивить вас своим звучанием Так что ориентация на количество звезд и «золотых ушей» при выборе эталона может не всегда оказаться правильной.

Во-вторых, в некоторых случаях незначительное улучшение общей картины может быть достигнуто не за счет удаления самого слабого элемента, а вследствие взаимной компенсации их недостатков. Например, вялое звучание CD-проигрывателя, действительно, могут несколько оживить «яркий» усилитель и звонкие акустические системы. Подобного эффекта можно добиться также путем подбора межблочных и акустических кабелей, придающих звуку соответствующую окраску.

Если пойти по такому пути, то есть опасность попасть в порочный круг исправления «кривого» звука одного аппарата еще более «кривым» звуком другого, и вряд ли в дальнейшем сможете получить нейтральное и правильно тонально сбалансированное звучание. Ведь истинная причина всех бед (в нашем примере - CD-проигрыватель) так и не будет найдена. А следовательно - не будет устранена. И даже если вы все же наконец заподозрите какое-либо звено и попытаетесь заменить его другим, будет поздно. Дело в том, что звучание любого «правильного» компонента в подобранном таким способом комплексе всегда будет иметь явно выраженную окраску, и почти наверняка он будет ошибочно забракован.

В-третьих, такой последовательный перебор весьма трудоемок, требует очень много времени и для его реализации нужно иметь доступ к солидному складу аппаратуры. В крайнем случае, ее можно брать взаймы на вечер-другой у друзей или у знакомого дилера (почти идеальный вариант!). Но учтите, что новая, «холодная» аудиотехника всегда играет иначе, чем прогретая в течение нескольких суток. Поэтому в магазине лучше слушать образцы, постоянно работающие в торговом зале - но это все равно в крайнем случае, поскольку система не та, что у вас, да и помещение совсем другое.

Вдобавок, тактика постоянной покупки-продажи приведет к неоправданно высоким затратам уже не только времени, но и денег И что самое печальное, при этом отнюдь не гарантируется получение в конечном итоге положительного результата Так кто виноват и что же делать? Виноват, на наш взгляд, сам принцип случайного перебора компонентов И что же делать?

 
 
 
 

Три шага к хорошему звуку

Давайте попробуем разобраться с вашим комплексом по разработанной авторами статьи методике направленного поиска слабого звена. Она основывается на многолетнем опыте проведения экспертиз аудиотехники различного уровня сложности и позволяет раздельно оценить влияние каждого аппарата на общее качество звучания, и как следствие, определить самый немузыкальный из них. И что самое приятное, метод очень прост в реализации и не требует сколь-нибудь существенных финансовых затрат.

Для проведения испытаний необходимо и достаточно иметь высококачественный CD (лучше всего - тестовый, например Reference Recording или AudioQuest) и головные телефоны (далее ГТ) с нейтральным звучанием, желательно не дешевле $100. Мы предпочитаем изделия фирмы Sennheizer, как самые аналитические и беспристрастные, вы же, разумеется, можете использовать и другие, с правильным тональным балансом, высоким разрешением и хорошей динамикой. Как станет ясно в дальнейшем, именно эти особенности ГТ наиболее важны для проведения теста по данной методике.

Теперь, когда необходимая материальная база подготовлена, можно приступать к исследованию звукового тракта. Для облегчения процесса ограничимся минимальной конфигурацией одноблочный CD-проигрыватель + интегральный усилитель + акустические системы. Приготовились? Начали!

Шаг первый. Исследуем звено «источник сигнала - усилитель». Для этого устанавливаем тестовый CD в проигрыватель и добиваемся одинакового уровня громкости в ГТ на его выходе и при их подключении к усилителю. При этом вся коррекция (тембр, тонкомпенсация и т. д. ) в усилителе, естественно, должна быть отключена. Поочередно перетыкая джек ГТ из усилителя в CD-плейер, сравниваем звучание.

Если проигрыватель при этом звучит заметно лучше, чем усилитель, значит, качественный уровень последнего ниже, чем источника. Поэтому имеет смысл прежде всего подыскать более качественный усилитель. Если же разница незаметна, это может означать, что либо источник и усилитель соответствуют друг другу, либо класс второго значительно выше.

Для проверки второй гипотезы потребуется послушать в вашей системе какой-нибудь другой проигрыватель заведомо более высокого уровня Если ваш усилитель с ним заиграет значительно лучше, приговор прост - «сидюшник» на выход. Ну, а если и с ним не зазвучит, значит, и усилитель, и источник нуждаются в замене.

Шаг второй. Оцениваем качество звена усилитель - колонки. Для этого поочередно слушаем тракт через акустические системы и ГТ, подключенные к выходу усилителя. Разумеется, звучание будет совершенно разным, и сравнивать его невозможно, но отклонения АЧХ в различных областях, отсутствие прозрачности, бубнение и другие недостатки АС при таком прослушивании будут более очевидными.

Предположим, что звучание ГТ резко отличается от колонок. Это означает, что либо последние не согласуются с данной моделью усилителя, либо они не соответствуют всей аудиосистеме и их следует заменить. Впрочем, возможной причиной неудовлетворительного звучания АС может быть их неудачное расположение в комнате прослушивания или неверный подбор акустического кабеля. Для первичной диагностики «узкого места» полезно помнить, что неоптимальная расстановка АС в комнате в первую очередь сказывается на качестве и количестве низких частот и может приводить к бубнению на частотах резонансов комнаты (обычно они располагаются в диапазоне 150 - 250 Гц).

Несогласованность же колонок с усилителем (плохое демпфирование) чаще всего проявляется в размытости и гулкости звука на частоте собственного резонанса АС (30 - 60 Гц). Неоптимально подобранный акустический кабель помимо искажения динамики «окрашивает» звучание колонок на средних и высоких частотах.

Если же любые перестановки АС и замена кабеля (об этом чуть ниже) не помогают, то, наверное, следует подумать о приобретении новых колонок. В том случае, если вы твердо уверены в своих колонках и усилителе, остается одно - произвести акустическую обработку помещения.

Последняя рекомендация заслуживает отдельного детального рассмотрения в специальной статье. Пока же кратко отметим, что в большинстве случаев заметный положительный эффект может быть достигнут, если на противоположную от колонок стену повесить толстый ковер, а пол покрыть ворсистым материалом или паласом. Не помешают также и тяжелые оконные шторы из плотной ткани. Все эти меры существенно снизят уровень отражений и стоячих волн, которые нередко являются причиной ухудшения звучания.

Однако вернемся к первому шагу нашего теста. Правильная интерпретация его результатов может дать много дополнительной полезной информации об усилителе и CD-проигрывателе. Например, если в режиме Direct (при котором обходятся цепи предварительного усиления) звучание усилителя значительно улучшается, значит, его «узким местом» являются входные цепи, а «оконечник» ни при чем. Ну а если и подключение источника напрямую к усилителю мощности не помогает, значит, с таким усилителем лучше расстаться.

Многие предпочитают слушать музыку как раз в режиме Direct, и у них в данном случае одной проблемой меньше. Тем, кому нравится корректировать тембр по своему вкусу, советуем приобрести отдельный предварительный усилитель высокого класса. Это обычно обходится дешевле, чем покупка нового полного усилителя. Кстати, желание выкрутить до упора регуляторы тембра уже должно насторожить, так как «правильная» аудиосистема имеет вполне ровное сбалансированное звучание и при их отключении. Что касается CD-проигрывателя, то с помощью ГТ легко уловить разницу, например, в его звучании через регулируемый и нерегулируемый выходы аналогового сигнала. Регулировка уровня в проигрывателе с пульта ДУ несомненно удобна, если в усилителе такой возможности нет, однако есть одно «но» обычно звук на регулируемом выходе CD-плейера бывает хуже, чем на фиксированном.

Объясняется это просто в бюджетных моделях с цифровой регулировкой громкости на малых уровнях теряются младшие биты сигнала, и деградация звука значительна. В проигрывателях с моторизованным приводом ответ не столь очевиден, так как потенциометр является обычным аналоговым элементом и вроде бы не должен влиять на звучание, тем не мене, в ГТ разница слышна вполне отчетливо. Во многих моделях причиной является длинный плоский соединительный кабель, представляющий собой напыление меди на тонкую целлулоидную ленту. После него звук уже ничего не спасет ни операционники Burr Brown в выходном усилителе, ни позолоченные разъемы Так что лучше не рисковать и пользоваться фиксированным выходом. Идем дальше. Как известно, заметное влияние на звук системы в целом оказывают и соединительные кабели. Покажем, как по нашей методике оценить их вклад с помощью ГТ.

Шаг третий. Использование ГТ при подборе кабелей в аудиосистеме позволяет заметить менее значительные изменения звучания, чем при прослушивании через АС. Для облегчения процедуры тестирования рекомендуем подключить выходы правого и левого каналов CD-проигрывателя двумя различными кабелями. Затем при воспроизведении компакт-диска с качественной монозаписью, а еще лучше - с. т. н. «розовым шумом» (например тестовый, «CAV», № 3 за 1998 г) сравнивается звучание каналов. Если межблочники одного класса, мы услышим ровный спектр с одинаковым тональным балансом между каналами. Если же один из них существенно отличается от другого, даже не очень опытный слушатель заметит либо менее «прозрачное» звучание одного из каналов, либо дополнительную его окраску.

Тестирование акустических кабелей производится следующим образом. Большинство современных усилителей имеет две пары коммутируемых выходных зажимов, А и В. Подключите к каждой из них одинаковые по длине отрезки двух разных акустических кабелей. Другие их концы следует запараллелить на выходных зажимах АС. Теперь при помощи коммутатора нагрузки усилителя можно попеременно подсоединять колонки к усилителю то через один кабель, то через другой. При этом «звуковой почерк» каждого из них проявляется очень четко.

В заключение еще несколько простых, но полезных советов. Перед началом проведения экспертизы описанным выше методом желательно предварительно «откалибровать» свои уши, прослушав тестовый диск через ваши ГТ на заведомо качественном CD-проигрывателе. Это можно сделать, например, в салоне High End, так как продавцы, как правило, не отказывают потенциальным покупателям в такого рода просьбе. Еще лучше, если там же удастся послушать CD еще и через самые качественные ГТ, имеющиеся в магазине. При этом вы сможете объективно (в смысле — субъективно) оценить уровень ваших, «референсных», при помощи которых впоследствии будете исследовать свой аудиотракт.

Если в вашей системе есть еще и кассетная или MD-дека, то и они могут быть оценены по той же методике. Для этого желательно иметь тестовую компакт-кассету (или минидиск) с записью звуковой программы образцового качества. Тестовую кассету лучше всего записывать на магнитной ленте типа IV (metal) при помощи деки стоимостью $500 - 700. Разумеется, и источник должен быть соответствующий (CD -проигрыватель не дешевле $500 или виниловая вертушка). Последующая процедура тестирования не отличается от описанной выше.

Наряду с бесспорными достоинствами, легкостью и удобством оценки качества звучания, предложенный метод не может считаться абсолютно совершенным, так как имеет ряд ограничений и недостатков. Во-первых, как мы уже говорили, существует заметная разница в характере пространственных характеристик стереосигнала в ГТ и через АС. Поэтому не всегда удается правильно оценить достоверность передачи глубины звуковой сцены, локализации источников и т. д. Во-вторых, иногда звучание на выходе Phones CD-проигрывателей бывает хуже, чем с линейного. Это объясняется тем, что в некоторых моделях (даже весьма высокого класса) в телефонных усилителях используются дешевые микросхемы. Это обстоятельство может несколько осложнить проведение экспертизы. Впрочем, если CD-плейер отлично звучит через ГТ, можно быть абсолютно уверенным, что и с линейного выхода звук будет отменного качества.

Салон AUDIO VIDEO №3 1999

 
в начало
АУДИО ДАКИ АКУСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ПОИСК ПО САЙТУ КОНТАКТЫ
УСИЛИТЕЛИ ДИНАМИЧЕСКИЕ ГОЛОВКИ СПРАВОЧНИК СОТРУДНИЧЕСТВО
N-AUDIO PRODUCTS АВТОАКУСТИКА СТАТЬИ ГЛАВНОЕ МЕНЮ
Профессиональная акустика от N-AUDIO. Высококачественная звукотехника класса HI-FI. 20-летний опыт разработок, изготовления и внедрения
Copyright © n-audio.com 2004-06
Designed by BEStudio © 2006